Меню
12+

Официальный сайт газеты «Наше время»

17.05.2019 11:16 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Посёлок Кебраты начали строить в 1947 году

Автор: Г. ЛУНЕГОВА.

В 2017 году посёлок Верхняя Старица отметил 70-летие. А в посёлке Кебраты празднование такой же даты работники культуры организовывали годом ранее (районка писала об этом в № 68 от 14 сентября "Кебраты – "online""). Но это неправильно, кебратцы «поторопились» – считает один из старожилов посёлка Вячеслав Павлович Савченко, 1936 года рождения. Вот что он рассказал, побывав в редакции газеты:

Об истории п. Кебраты

В мае 1946 года по большой воде в п. Шордын приехала ленинградская поисковая экспедиция «Гипролестранс». Начальником этой экспедиции был Александр Вознесенский. В её составе были геологи, инженеры-путейцы, человек 7. Водный отряд высадился на Усть-Лупье, там они базировались. Они снимали показатели по воде. Начальником водного отдела был Николай Крюков. У него везде были работники – в В-Старице, ….. Задачей было проведение изысканий для планируемого строительства УЖД (железной дороги) и посёлка с целью освоения лесного массива между речками Лупья и Леман.

Намечали вывести УЖД на устье Лупьи. Но местный народ сказал: там бывает высокий паводок, вода затопит УЖД.

Тогда решили вести УЖД на Каму.

Работали до ноября. Нулевой пикет был в Шордыне у здания диспетчерской. Оттуда пошла магистраль 31 км, Ягдынская ветка, 2, 3, 4 и 7, 8 ветки. Наметили, где будут посёлки: В-Будым, Н-Будым, Висач и Мыс-Лес.

О Кебратах тогда и разговора не было.

* * *

Первоначально колея УЖД была спланирована шириной 1 м, под трофейные паровозы немецких марок «Маллет».

Но после 22 июля 1948 года, по решению техсовета Управления лесозаготовок, УЖД перепроектировали на стандартную для СССР колею 0,75 м.

Метровая колея была до Н-Будыма и на 3 нитке. Михаил Беккер (из СМУ) возил туда рельсы, работал на мотовозе.

А потом 3 нитку убрали и стали строить колею 0,75 м.

В 1947 году привезли по Каме на деревянных баржах (трюмы были на них до 4 м глубиной) первые трофейные паровозы, вагоны, рельсы, выгрузили выше «прокопа». Финские паровозы были красные, их выгрузили для В-Старицы, Берёзовки, Чуртана, а нам достались чёрные, немецкие.

* * *

Немцы Поволжья пришли в декабре 1946 г. И в феврале 1947 г. начали строительство УЖД. Их было много, трудились, как муравьи, на конно-ручных работах. Сделали с Камы до диспетчерской подъездной путь 3,8 км. В целом в первый год сделали 10,5 км выемки, насыпи.

Лес возили с Шордына на лошадях. Грунт выгребали вручную, возили на тачках.

Ещё не дошли 1 км до разъезда – запустили немецкий паровоз лес возить. 400 кбм вывезли, 450 кбм в топке спалили (паровоз должен был на угле работать).

* * *

Из Кудымкара, из Комбината (комбинат «Комипермлес») приезжал инженер. Он и местное начальство ездили по озеру Кебраты, решали, сколько можно здесь положить леса зимой. Проблема была в том, что луга вокруг озера принадлежали колхозу «1 Мая», здесь были его сенокосы. Райисполком принял решение: отдать эти площади под нижний склад леспромхозу, а колхозу ЛПХ обязан был взамен предоставить раскорчёванные площади.

* * *

Посёлок Кебраты получил название по озеру Кебраты. Как перевести? Может быть от слова «кедр» (разговорное «кедра») и «ты» (озеро).

В феврале 1947 года в Кебратах построили 3 первых дома. В каждом доме жили немцы Поволжья, с Шордына, Усть-Лупьи ходили сюда.

Дома рублены не чашей, а в «лапу» («немецкий замок», «ласточкин хвост» – так ещё называют). Крышу покрывали «финской стружкой» (как её делали: чурки напилят, расколют – и ножом стругают полоски примерно 5 см шириной, 50 см длиной). Обрешётку прибивали плотно, на неё – «финскую стружку» крепили гвоздями.

«На доме цифры – 46-3, это не дата, а номер проекта»

Посёлок Шордын, расположенный на правом берегу реки Леман, известен с 30-х годов. Жили здесь высланные белорусы, украинцы, молдоване. 3 семьи были из Свердловской области (говорили, что они в сельсовете там работали – председателем, секретарём, а их сюда сослали из-за того, что они «недоглядели», и кулаки убили Павлика Морозова). Были даже 2 грузина и узбек (с экспедицией ходил, коноводом был) – из числа попадавших в плен к немцам.

Хороший, чистый посёлок. Название происходит от коми-пермяцких слов «шор» – ручей и «дын» – место.

Старых домов там уже мало, со счёту, в них уже никто не живёт.

Из первых жителей осталась одна Ольга Тарасовна Панкова, а из приехавших в 50-е годы – Любовь Кандаурова.

На одном из старых домов можно видеть цифры 46-3, это не дата, а номер проекта.

Экспедиция жила на квартире Медведцких (старик со старухой были). Начальник, Вознесенский, сначала с отцом ходили, смотрели, как трассу проложить (отец от Гайнского ЛПХ был за экспедицией закреплён). А потом занимался с колхозом, решал вопрос о землях.

Первый прораб на строительстве УЖД и посёлка был Борис Фёдорович Хоменко (помню, ходил он в гимнастёрке, галифе). Потом он работал в Москве, директором Всесоюзного института повышения квалификации работников лесной промышленности.

О сегодняшнем дне

У нас в районе была богатая сырьевая база. Около 20 млн. кбм запас леса был. Отдали Соликамскбумпрому, Гайнскому ЛПХ. Теперь с Лели возят. И бандиты-ребята рубят где попало. «Верхнекамье-Лес» возили лес, дороги попортили, а ни 1 самосвал в ямы не засыпали.

Я участвовал в переписи населения в 1979 году. В Кебратах было 1610 жителей (вместе с сезонниками), сейчас человек 800, хорошо, если есть.

11 класса не будет в школе, а было по 2 класса выпускных. Моего сына в те времена не взяли в 1 класс – два месяца до семи лет не хватило – так были классы переполнены!

В Шордыне в годы войны были фельдшер (Новицкий Мартын Егорович), акушерка, санитарка. А сейчас 1 фельдшер в Кебратах, и больницу закрыли. Рожать в Кудымкар посылают – смех.

О семье

Родители из Могилёвской области, отец – белорус, его сюда сослали, а деда – в Карелию. Младший брат сбежал отсюда, связь с нами не держал. Отец жил в бараке в 4 км от Шордына. Сёстры Юля Харина, Люда Лунегова, они обе в Пономарёвке жили, потом в Гайнах.

Разное

Дом на улице Советской в Гайнах (у которого рублен угол «ласточкин хвост», «немецкий замок») перевезли с Понамарёвки (закрылась в конце 60-х годов). Там были ферма, пруд. Это здание у пруда стояло.

* * *

В старинные времена один из жителей посёлка, Франц Новицкий, был знахарь, «шептун», как народ говорил, он народными методами лечил, к нему многие обращались. Однажды женщина шла по лесной дороге, было жарко, она сапоги сняла – её змея укусила. Пока до дома добежала – нога вся опухла. Обратилась к старику Новицкому. Он «пошептал» – и через два дня опухоль спала.

Кстати, ещё про змею: когда учился в школе, кто-то принёс змею в класс, и она года три жила в специальном коробе, мы её кормили, по зоологии изучали.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

699