Меню
12+

Официальный сайт газеты «Наше время»

20.04.2023 09:24 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Просто о сложном. Елена Зырянова: размышления о бюджете Пермского края.

Для многих людей слово «бюджет» является не ясным, не понятным и неоднозначным. Ещё больше вопросов вызывает понятие «бюджет региона». И если для человека с экономическим образованием ситуация более или менее ясна, то понять сущность и законы общественных финансов людям иных профессий гораздо сложнее. Мы побеседовали с председателем комитета по бюджету Законодательного Собрания Пермского края, депутатом Законодательного Собрания Пермского края от Коми-Пермяцкого округа Еленой Зыряновой и вместе попытались разобраться в специфике бюджетного процесса Пермского края. Предлагаем вашему вниманию рассуждения и пояснения Елены Владимировны на эту тему.

О стабильности бюджета Пермского края и нестабильной экономической ситуации

Эксперты считают бюджет Пермского края одним из самых стабильных в РФ. Это хорошо. Однако эта ситуация имеет свои «минусы». Регионы с финансовыми проблемами чаще получают помощь с федерального уровня. Но эта помощь не гарантирована, поэтому финансовая дисциплина и расчёт на свои силы у Пермского края в приоритете. Современные реалии стабильности не способствуют, но способности рыночной экономики, которая «подстраивается» под изменяющиеся условия, позволяют уверенно смотреть в будущее.

О формировании и распределении бюджета

Бюджет формируется для решения социальных задач. Вообще, бюджет является социально ориентированным по своей сути. Бюджет региона – это средства налогоплательщиков – юридических и физических лиц, которые формируют доходную часть и расходы, которые направляются на решение социальных задач. Бюджет Пермского края на 70-80% носит социальный характер, из этих средств финансируется 14 региональных программ. Основными социальными программами являются: «Качественное здравоохранение», «Образование и молодёжная политика», «Социальная поддержка жителей Пермского края».

В вопросе распределения бюджета мы во многом зависим от общегосударственных задач и приоритетов. Такая стратегия даёт возможность получения трансфертов из бюджета РФ и дополнительные возможности для развития.

Как соблюсти интересы региона при решении общенациональных задач

В Государственной Думе есть депутаты от Пермского края, которые и лоббируют интересы региона на уровне государства. Большую работу на федеральном уровне проводит Правительство во главе с губернатором. Приоритеты бюджетной политики определены потребностями жителей региона и в соответствии с ними сформирована социальная инфраструктура: больницы, школы, детские сады, клубы, библиотеки и спортивные сооружения.

Об «открытых» и «закрытых» статьях

Одним из основных критериев бюджетов всех уровней должна быть прозрачность и публичность. Поэтому в соответствии с региональным законодательством мы два раза в год проводим публичные слушания по бюджету – перед его утверждением и после его исполнения. Считаю, что как можно меньше статей бюджета должны быть «закрытыми». Снижение прозрачности бюджета приводит к снижению его эффективности, поэтому важно сохранять баланс между секретностью и эффективностью.

Что позволяет избежать споров при формировании бюджета региона

Дебаты и обсуждение законопроекта – это нормальная работа Парламента. Наше Законодательное Собрание многопартийное, но лидирующую роль в нём играет партия «Единая Россия». Партийная дисциплина допускает внутрипартийные споры и дебаты, но после принятия решения внутри партии все депутаты обязаны оказать поддержку законопроекту.

Что огорчает в бюджетном процессе

Планирование бюджета, к сожалению, оставляет желать лучшего. На сегодняшний день сложно учесть все вводные: каков курс доллара, какова цена на нефть, сколько будут стоить калийные удобрения и так далее – очень много вопросов, на которые даже высококвалифицированные государственные служащие не могут ответить. Поэтому достаточно часто встречаются ситуации, когда показатели не выполняются или перевыполняются, а это тоже говорит о низком качестве планирования.

О финансировании Коми-Пермяцкого округа из регионального бюджета

Территория избирательного округа № 30, представителем которого я являюсь, дотируется до 90% из регионального бюджета. То есть собственных доходов у наших муниципалитетов немного. Мы очень внимательно относимся к бюджетам территорий, оберегая их от коммерческих займов и контролируя дефицит.

В бюджетах муниципальных образований нет ни дефицита, ни муниципальных долгов. И это тоже результат нашей финансовой политики, наше внимательное отношение к бюджетам и ограждение их от финансовых потрясений. Таким образом, бюджет региона выступает гарантом и защитником муниципальных бюджетов.

Работа с заёмными ресурсами для муниципалитетов слишком сложна. Политика ограждения местных бюджетов практикуется потому, что работа с заемными ресурсами требует определенного профессионального уровня. Далеко не во всех муниципалитетах есть такие специалисты. Работать с банками, брать кредиты под низкие проценты, вовремя их замещать – это серьезная работа, которую региональный бюджет берёт на себя как «старший» бюджет территории Пермского края.

О дефицитном бюджете Перми

На текущую трёхлетку бюджет города Перми принят с существенным дефицитом. Однако мы понимаем, что Пермь – это высокодоходный муниципалитет, который, получая кредиты и имея дефицит, свои долговые обязательства способен выполнить.

Есть ли сходства между бюджетом региона и бюджетом семьи

Существует полная аналогия между бюджетом региона и бюджетом семьи. Точно так же, как и в семейном бюджете, в региональном есть и подушка безопасности, и заёмные ресурсы, и дефицит.

Бюджет региона имеет резерв «на чёрный день». Только, в отличие от семейного бюджета, деньги для резервного фонда определены законодательно (иными словами: можем тратить лишь на то, что прописано в законе). А вот в семейном бюджете можно накопить на любые цели, достаточно договориться между членами семьи.

И даже долги бюджета Пермского края строго регламентированы. Региональному бюджету нельзя иметь долгов больше, чем 100% от собственных доходов, потому что свыше этого мы рискуем увеличить финансовую нестабильность бюджета. Также мы не можем иметь дефицит больше 15% от собственных доходов. А вот в семье люди иногда доходят и до банкротства.

Жить в долг – это выгодно. Но в определённом размере и грамотно планируя доходы будущих периодов. Однако сегодня это достаточно сложно, поскольку ситуация нестабильна. А в стабильной ситуации это выгодно – и для регионального, и для семейного бюджетов.

Как понять, эффективен ли бюджет

Главные критерии – показатели в натуральных единицах. Говорить исключительно об объёмах освоенных бюджетных средств – неправильно, это вчерашний день. Любая статья расходов бюджета должна иметь критерии эффективности не только в рублях, но и в натуральных показателях. Если конкретный показатель будет достигнут (например, построено здание, отремонтирована дорога и так далее), то бюджет эффективен.

Подведём итоги

Бюджет – это форма общественных финансов. Цель бюджетной политики – восстановить справедливость в обществе, создать для всех его членов равные права и возможности. Молодые должны поддерживать пожилых людей, активные и образованные – многодетных и инвалидов. Так решаются социальные задачи, и так поддерживается экономика региона, так как государство и регион являются одним из крупнейших заказчиков товаров и услуг. Консолидированный бюджет – это региональный и суммы муниципальных бюджетов формируются и исполняются по одному Бюджетному кодексу и очень важно, чтобы процессы планирования и исполнения бюджетов всех уровней были прозрачными и публичными.

Т. ХАРИНА. Фото Е. Карсаковой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

31