Меню
12+

Официальный сайт газеты «Наше время»

14.02.2020 12:34 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Раиса, значит, «лёгкая»

Автор: Т. БАЗУЕВА. Фото автора и из семейного архива Батыревых.

Раиса Даниловна Батырева – жительница п. Сёйва. Живёт на первой улице, как в посёлок въезжать, вдвоём с дочерью Марией, которая Березники оставила, лишь бы мама была под присмотром и вовремя принимала необходимые лекарства.

Этот год для Раисы Даниловны юбилейный – 85-й. А здоровье уже не то. А ведь она больше 20 лет в пекарне в Сёйве проработала. Это очень тяжёлый труд. Знаю не понаслышке. Но я-то всего полтора года в заводской мини-пекарне хлеб пекла. Да и легче всё же мне было: печи электрические (сейчас где-то даже импортные есть), да и калькуляция с каждым годом меняется – испечённая буханка хлеба всё меньше по объёму – таскать наполненные формы теста всё легче.

А тогда… Всю жизнь поведала мне Раиса Даниловна. Её имя в переводе – «начальница, хозяйственница» означает. А я нашла ещё такое значение: «Раиса – лёгкая на подъём, упорная, трудолюбивая». Мне оно больше понравилось. И вы поймёте почему.

Родилась Раиса Даниловна в д. Плёсо глубокой осенью – 20 ноября. В большой семье крестьян с пятью детьми она была третьей. Она помнит отца, который ушёл на фронт в первые дни Великой Отечественной войны. Они провожали папу до Камы, где их посадили в барку. Уже с неё он кричал: «Прощайте, родные берега, прощай, родная сторона!» Как чувствовал – больше его не видели. Младшему на ту пору было 6 месяцев. Умер 6-летним. Мама работала в колхозе. Туда же подалась и Рая. Ходить в Пашню в 4 класс стало совсем не в чем. Да и кушать хотелось. Вот и пошла с малых лет на молотилку. Тогда молотилку крутили 2 лошади и гоняли их двое детей. Жнива поспеет – на жатву шли, жали рожь, вязали в снопы и отбрасывали, потом их свозили на молотилку. С молотилки мешки тоже девчушки таскали. Вот так в колхозе ради так нужных рук для работы и прожила юные годы.

А на 21-м году её жизнь круто изменилась. Сосватал работящую Раису один из братьев Батыревых – Василий Михайлович из соседней деревушки Кулиги. Был работящий, но с характером. Злой. Чуть что, за нож хватался. Постепенно с годами подчинил он строптивую жену. Родили и воспитали вместе 4 детей. И ради детей они переехали из родной Кулиги в расширяющийся лесной рабочий посёлок рядом – в Сёйву. Нужны были и детсад, и школа. Тем более что Василий Михайлович был грамотным и к воспитанию и образованию детей относился твёрдо – надо. Переехали в новый дом, который строил и достраивал по своему усмотрению глава семейства. 52 года живут они в этом доме.

Раиса Даниловна тоже сразу работу нашла, сагитировала подруга хлеб возить на лошади из пекарни в магазин. 2 года возила, пока постепенно всю работу пекарей не узнала, заменяя постоянных работников во время отпусков. А потом стала постоянным пекарем.

В пекарне, которая находилась на берегу речки (по дороге на Новый посёлок), были 2 большие кирпичные печи, которые отапливались, нагревались дровами заранее – в то время, пока подходило тесто для хлеба. У пекарей всегда была работа: натаскать воды, нагреть и загустить опару, которую оставляла предыдущая смена, приготовить люльки…

Люльки – это сваренные друг с другом 10 формочек для буханок хлеба. Таких люлек было 15. За один оборот выходило 150 булок душистого, румяного хлеба. И таких оборотов было 4.

Одна смена выпекала, минимум, 600 булок. Хлеб возили в Сосновку, Пугвин Мыс и Сёйву. Хлеб пекли белый, серый, чёрный. Тесто ставили в дёжах, их было 6. В каждую сначала ставили опару из дрожжей, воды и муки – 1 мешок и 1 таз; когда опара подходила, загущали, замешивая ещё 2 мешка и таз. В сдобу добавляли сахар, масло или маргарин. Каждая смена, а их было две в сутки, загустив опару от предыдущей смены, выпекала свой хлеб и оставляла опару для следующей. Работа на пекарне не прекращалась ни днём, ни ночью.

И работала Раиса Даниловна пекарем почти до выхода на пенсию. Не доработала 2 года – устала очень, да и здоровье пошатнулось.

За свою работу – за добросовестное отношение к своим обязанностям – она не раз награждалась почётными грамотами Сёйвинского ЛПХ, руководства ОРСа.

А ещё Раиса Даниловна не только бабушка, а прабабушка! У неё уже двое правнуков. Жаль только, что она теперь практически не «выездная», из-за болезней почти не ходит, но рада, что её дети Маша и Иван ухаживают за ней, особенно любимая дочь Мария.

Весь её досуг – считать что-нибудь или что-нибудь перебирать, чтобы не скучно было. А ещё для моторики рук, и для тренировки памяти полезно. Хоть цветочки на платье, хоть изучать рисунок скатерти на столе, за которым мы сидели и беседовали. Добрая, открытая, улыбчивая, добродушная женщина с большими уставшими руками, она то и дело поглаживает фотографии, которые Мария достала мне показать.

Одним словом, лёгкая…

Это интересно

На Руси 18 февраля (5 февраля по старому стилю) Агафьин день – День хлеба и соли. В этот день древние славяне освящали каравай хлеба и солонку соли, как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т. д. В случае пожара соль бросали в пламя, а хлеб в сторону поля, куда хотели, чтобы «отвлекся» огонь. В случае болезни дом обносили хлебом и солью, а в случае мора домашних животных – надевали каравай коровам на рога, а солью посыпали сено. Только впоследствии, когда первоначальное назначение употребления «хлеба и соли» как талисманов было постепенно забыто, стали выносить эти продукты, как самое священное, что есть в доме, навстречу знатным или почётным гостям. При этом, вплоть до конца XIX века, выносили именно сбережённый с Агафьиного дня «хлеб-соль», а не любой случайный или вновь испечённый каравай, как это делают в наши дни.

В наши дни День хлеба отмечают в Ореховый и Хлебный Спас – 29 августа.

Каждый человек в среднем съедает почти 7 тонн хлеба и около 35 тыс. булок за всю свою жизнь.

В старину люди из высшего сословия предпочитали употреблять в пищу белый хлеб, а чёрный и серый из-за цвета ел низший класс (беднота). Начиная с XX века, некоторые слои из высшего общества узнали о пользе и питательности ржаного и серого продукта, и он стал пользоваться большей популярностью.

Международной ассоциации пекарей и пекарей-кондитеров 16 октября объявлен Всемирным днём хлеба. В этот день во многих странах жители устраивают разные праздничные мероприятия. Проводятся встречи кулинаров и пекарей, выставки хлебной продукции, конкурсы, спортивные состязания. Участники мероприятий украшают свои наряды злаками и поют задорные частушки о хлебе.

Вот такая красавица была Раиса Даниловна.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

68