Меню
12+

Официальный сайт газеты «Наше время»

26.11.2020 14:19 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Разве этого мы ждали?

Автор: Т. ХАРИНА.

Михаил Владимирович Осокин,

депутат Законодательного Собрания Пермского края:

Прошло 15 лет с того времени, как Коми-Пермяцкий автономный округ объединился с Пермской областью в один регион – Пермский край.

Конечно, можно сказать, что в те уже далёкие времена экономическое развитие Коми-Пермяцкого округа оставляло желать лучшего, а если быть точнее, то развал плановой экономики наступил с приходом постсоветского времени. После этого вся промышленность округа постепенно пришла в упадок. В том числе и лесозаготовительная, которая являлась основной отраслью экономики и от её работы во многом зависели рабочие места. Это повлекло за собой закрытие вспомогательных и в том числе сельскохозяйственных предприятий округа, которые нуждались в совместной работе и помощи друг другу.

Конечно же, в связи с этим стал понижаться и социальный уровень жизни населения. Здесь следует обратить внимание на то, что до объединения в 2005 году среднегодовая численность населения занятого в экономической сфере деятельности составляла 40,4% от общей численности населения округа, а за минувший 2019 год тот же показатель составил примерно 16 750 человек или 14,9% от всего населения, а на прямом производстве 1 630 человек. Эти цифры говорят о том, как за эти годы снизилась занятость населения, а значит и производство.
Из сведений Росстата, мы видим такую картину: в 2004 году в округе среднедушевой месячный доход составлял 2 309 рублей, что в 3 раза меньше, чем в области, где тот же показатель был равен 6371 рубль. В то время область по данному показателю входила в 20-ку первых по стране, в настоящее время Пермский край на 36 месте. Естественно уровень жизни населения в округе был значительно ниже, чем в области. Опять же по сведениям Росстата уровень жизни населения в 2019 году по Пермскому краю таков – среднедушевой месячный доход составил 30492,9 руб., а если посмотреть на этот доход с другой стороны, то мы увидим следующее:

Распределение населения
по величине среднедушевых денежных доходов:

 

2018

2019

Всё население

100%

100%

в том числе со среднедушевыми денежными доходами, руб. в месяц:

 

 

до 7000,0

6,2

5,2

7000,1–10000,0

8,4

7,5

10000,1–14000,0

12,9

12,0

14000,1–19000,0

15,1

14,6

19000,1–27000,0

18,7

18,8

27000,1–45000,0

22,3

23,4

45000,1–60000,0

7,8

8,6

свыше 60000,0

8,6

9,9

Отсюда видно удручающую картину – четвёртая часть населения края на сегодняшний день не имеет даже прожиточного минимума на человека или находятся на грани. С учётом приведённых выше показателей занятости населения можно с уверенностью сказать, что в Коми-Пермяцком округе людей, живущих за чертой бедности значительно больше по отношению к остальным.
Перед проведением референдума по поводу объединения округа с Пермской областью жителям обещали, что социально-экономическое положение округа значительно улучшится. Тогда, на территории Пермской области в то время действовало больше предприятий приносивших доходы в её бюджет, чем в округе. Однако здесь следует отметить и тот факт, что и в округе была развита инфраструктура. Действовали учреждения для проведения культурного досуга, детские сады, школы и т.д. Экономику округа составляли не только лесозаготовительные и деревоперерабатывающие производства, но также совхозы, различные заводы и прочие предприятия. Объединение не принесло положительных результатов ни для Коми-Пермяцкого округа, ни для Пермского края, ни для страны в целом. Ведь после объединения Пермский край перешёл из разряда регионовдоноров, каковым он являлся до 2005 года, в разряд дотационных.
Что же хорошего принесло данное объединение жителям Коми-Пермяцкого округа? Жизнь в округе становится всё более и более депрессивной. Если в то далёкое время нам обещали, что всё изменится в лучшую сторону и объединение округа и области подавалось как один из методов спасти от умирания промышленность округа (в том числе лесную и деревообрабатывающую), теперь мы видим, что чуда не произошло. Коми-Пермяций округ как был проблемным, так и остался. И Пермской области поднять его с колен до достойного экономического уровня просто не удалось. В первую очередь из-за того, что старейшие предприятия, приносившие доход, и у которых были рабочие места, стали закрываться. Деревни, населённые представителями коренной национальности, буквально вымирают после закрытия лесоразработок и развала сельского хозяйства. 
Если ранее население, проживающее на территории округа до его ликвидации, могло ещё как-то реализовывать свои планы по трудоустройству, то сейчас вся его активная часть видит один выход – переезд поближе к столице края – Перми.
Конечно, многие хотели бы остаться на своей родине, но гонят оттуда обстоятельства, нежелание прозябать в тех условиях, перед которыми их поставили. Если посмотреть хронику объединения, изначально коми-пермякам обещали золотые горы, а на практике оказалось, что власть их просто «кинула». «Кинула» целый народ, проживающий на данной территории.

Бюджет


Хочу обратить внимание читателя на бюджет округа за последние годы. С учётом инфляции и численности населения, он должен был увеличиться примерно в два раза, но этого под разными предлогами не происходит. Собственные доходы муниципальных образований уменьшаются, и здесь следует особо отметить тот факт, что это по большей части является следствием спада производства, снижения численности малых и средних предприятий. Только за 2019 год, по данным налоговой службы, в Коми-Пермяцком округе прекратили свою деятельность более ста предприятий малого и среднего бизнеса. Естественно, это повлекло за собой сокращение рабочих мест в муниципальных образованиях. Как следствие увеличивается число безработных, что опять же находит своё отражение в сокращении собственных доходов. В Коми-Пермяцком округе они составляют от 7 до 17%, от бюджета муниципалитетов и этот показатель с каждым годом становится ниже. В настоящее время он является самым низким показателем в Пермском крае, что, конечно же, отрицательно влияет на развитие территорий во всех направлениях.
Можно произвести небольшой расчёт, взяв для примера бюджет одного из муниципальных образований округа за 2018 год. По моим сведениям доходы составили 599 254,8тыс. рублей, в свою очередь расходы – 575 505,9 тыс. рублей. Официальный уровень инфляции за 2018 год – 4,3%. По сути, бюджет следовало также увеличить, хотя бы с учётом уровня инфляции. Однако, несмотря на это, доходы этого муниципального образования, как и его расходы понизились. И такая ситуация наблюдается по всему Коми-Пермяцкому округу в целом.
Понижение доходной части произошло за счёт того, что уменьшились дотации и субвенции, т.е. денежные средства, которые предоставляются бюджетом Пермского края. Возникает вполне закономерный вопрос: «Чем обусловлена данная противоположность?», ведь бюджет самого края ежегодно увеличивается. Почему у руководителей, занимающихся распределением бюджета средств по муниципалитетам, округ всегда остаётся за кормой?

Жилой фонд


Существующая проблема с ремонтом муниципального жилья никак не может разрешиться. Её, по моему мнению, необходимо решать совместно с развитием производства. На сегодняшний день много жилья признаётся аварийным, а ещё больше нуждается в капитальном ремонте, т.к. с момента объединения с Пермской областью на это мало обращалось внимания. Раньше муниципалитеты ссылались на то, что жильцы должны за свой счёт делать капремонт жилья. Для решения этого вопроса была собрана полная информация о состоянии жилищного фонда. Результат показал его плачевное состояние в округе: наличие муниципального жилья 3390 квартир, 1153 дома, из них нуждается в капитальном ремонте 2104 и 850 соответственно.

Далее благодаря инициативе неравнодушных «товарищей» было принято решение о дополнительном включении данного жилого фонда в список программы аварийного жилья, в том числе и жилья Коми-Пермяцкого округа. Однако то ли местные власти не могут своевременно решить вопросы, то ли «сверху» им создают препятствия, но пока что каких-либо существенных сдвигов в этом направлении ни на одной территории муниципальных образований не видно. Здесь следует отметить и выделение леса на капремонт частным хозяйствам. Ввиду недостаточного, а в некоторых муниципальных округах отсутствия лесосечного фонда создаются большие очереди на отпуск как деловой, так и дровяной древесины. Раньше об этом не было и речи, но после объединения было произведено перераспределение лесосырьевой базы, в т.ч. и вблизи населённых пунктов, вследствие чего и возникла эта проблема.

Сельское хозяйство

Занимало немаловажное место в деятельности Коми-Пермяцкого округа. В настоящее время оно оставляет желать лучшего, т.к. большинство предприятий закрылось. Причин, способствующих этому, много. Для того, чтобы хоть как-то подержать производителей, занимающихся разведением животных, необходима организация в районах убойных пунктов средней и малой мощности. Доставка животных до убойного пункта, а это порой очень значительные расстояния, обходится производителю очень дорого, что влечёт за собой увеличение себестоимости, и как следствие увеличение цены на мясные изделия. Раньше в каждом районе были свои убойные пункты, предприятия по переработке молока и ещё ряд других организаций сельского хозяйства. Эти факторы способствовали и развитию домашнего хозяйства, т.к. их владельцы не искали, куда сбыть излишки мяса или молока и поэтому много было частного хозяйства, в котором выращивали домашний скот.

При правильном хозяйственном управлении большинство этих вопросов можно было решить полностью или хотя бы частично, но на сегодняшний день мы не видим просвета.

Как спасать?

Как же выбраться из этого депрессивного круга? Михаил Осокин говорит, что неоднократно предлагал различные инициативы по решению проблем в округе. По его мнению, стоит создать рабочую группу и детально проанализировать всю ситуацию, составить последовательный план развития территории. Депутат уверен: краевому правительству стоит уделить особое внимание развитию среднего и малого бизнеса, предпринимателям, работающим в лесной и деревоперерабатывающей отрасли в округе.

– Решение этого вопроса надо искать в развитии предприятий по полной переработке древесины, в том числе и низкосортной. Ведь только с развитием производства и созданием новых рабочих мест улучшится социальное положение округа. Это поможет сохранить катастрофически быстро убывающую численность населения, – говорит парламентарий. – Как один из вариантов – делать топливные брикеты из отходов древесины. Отопление нужно переводить на твёрдотопливные котлы, т.к. его у нас с избытком. Тогда твёрдое топливо будет в спросе. В бюджет начнут поступать деньги, которые останутся в территориях. Надо обязательно делать акцент на развитие производства и создавать местным жителям нормальные условия для работы. Отчасти это поможет справиться со сложившейся на его территории негативной обстановкой. В противном случае округ попросту будет угасать, так как люди ежегодно уезжают за его пределы в поисках лучшей жизни. С момента объединения численность населения снизилась на одну пятую часть.

- Считаю, что при правильном хозяйственном управлении большинство проблемных вопросов можно было давно решить полностью или хотя бы начать решать частично, – резюмирует Михаил Осокин. – Но на сегодняшний день ситуация остаётся практически без изменений, а в некоторых сферах только ухудшается.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

30