Меню
12+

Официальный сайт газеты «Наше время»

20.07.2018 22:54 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Зачем нам знать и помнить о годах политических репрессий?

Автор: Г. ЛУНЕГОВА. Фото О. СУНЦОВОЙ

Земля отцов – земля детей

В прошлом номере газеты мы узнали о новых добрых делах общества «Мемориал» и потомков репрессированных местных жителей в Мысовской стороне.

В Жемчужном по инициативе и на средства внучки репрессированного Григория Осиповича Мизёва  Ольги Сунцовой и её сестёр открыли «Стол исследователя» (привезли копии дел, заведённых в 1937 году следователями НКВД на 43 жителей здешних деревень).

В Конопле по инициативе и на средства В.М. Остапова – внука репрессированного Ф.В. Остапова – на доме, из которого он ушёл безвозвратно, прикрепили табличку «Последний адрес».

Напомню: в прошлом году – при поддержке администрации района – здесь в поле между деревнями, около д. Сойга, где когда-то стояла часовня,  поставили высокий деревянный крест в память о репрессированных земляках. Такой же крест тогда был поставлен и в давно  нежилой  деревне Верх-Лупья.

Об этом мы рассказывали в газете 6 октября 2017 года, «Мы сейчас зажгли свечу памяти...».

О судьбе деда, Ф.М. Остапова, о поездке на место захоронения расстрелянных под Свердловском «врагов народа» В.М. Остапов рассказывал в нашей газете 29 октября 2014 года, «Остапов там – один из многих тысяч».

Справка

«Мемориал» это международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество, неправительственная организация, основной задачей которой изначально было исследование политических репрессий в СССР. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Германии, Казахстане, Италии, Чехии, Бельгии, Франции и Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу. (Википедия).

*  *  *

А в первый день своего присутствия в нашем районе гости провели в районной библиотеке встречу с населением посёлка Гайны.  

Напомню: встреча была не первой. В прошлом году по инициативе мемориальцев, при поддержке администрации района был воздвигнут поминальный крест на площади, на месте недостроенной и разрушенной кирпичной церкви. Мемориальцы выяснили, что подверглись репрессиям 35 жителей села Гайны. Это наши земляки, чьи-то родные деды...  Но почему-то инициатива по увековечению  памяти невинно пострадавших принадлежит не нам, а «мемориальцам».

Об этом событии мы рассказывали в газете 29 сентября 2017 года, «Октябрю 100 лет, «большому террору» – 80» .

И нынче на встречу в библиотеку  взрослых людей пришло мало (хотя объявления были и в соцсетях, и по посёлку в нескольких  местах). Пришли школьники-старшеклассники из ЛТО с учителями, работники учреждений культуры, 3 потомка репрессированных.

Открывая встречу, руководитель экспедиции Александр Чернышов рассказал:

- Главный принцип проекта «Последний адрес» – «Одно имя, одна жизнь, один знак». И каждый из мемориальных знаков размером чуть больше ладони (11 на 19 см) посвящён только одному человеку. В Гайнском районе первая табличка была установлена в посёлке Сергеевский  4 апреля 2017 года в  память об А.Ф. Ничиперовиче. В д. Конопля нынче – вторая табличка, в память о Ф.В. Остапове.

Всего же в Пермском крае уже установлено 29 табличек проекта: по одной – в Верещагинском районе, в Добрянке и Краснокамске, по 2 – в Ординском районе и в Березниках, 5 – в Коми-Пермяцком округе и 17 – в городе Перми. В первых числах июля к ним добавились ещё семь: 4 – в Перми и 3 – в Коми округе: в Кудымкаре, Усть-Онолве Кочёвского района и в Конопле Гайнского.

Реализация проекта официально поддержана на федеральном и региональном уровнях. Так, например, в Пермском крае проект в 2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, а также при поддержке Министерства культуры Пермского края.

Александр Чернышов «провёл экскурсию» по стендам передвижной выставки «Не забудьте нас!» – о горьких персональных и семейных историях жертв политических репрессий в нашем регионе.

Не все школьники внимательно слушали. Некоторые откровенно зевали, некоторые  – уткнулись в телефоны... На это обратила внимание и учитель Л.В. Тиунова, сказала одной из девочек: «Вам рассказывают правду – как издевались над людьми, над детьми (они оставались сиротами, попадали в детдома, терпели унижения, теряли человеческие права)... А вы ничего не хотите знать, вы равнодушны к истории страны и малой родины... Сидишь тут, от телефона оторваться не желаешь...»

Если не знать, не помнить – можно допустить повторение трагических событий...  Этого не понимают взрослые. А что уж остаётся детям...

«Молчание окутывало те годы, – говорил А. Чернышов. –  Люди боялись – власть быстро расправлялась с недовольными. Процветали доносительство, пособничество, лицемерие. Из желания угодить начальству, выявить как можно больше врагов народа, следователи придумывали контрреволюционные заговоры, выбивали из арестованных показания. Читая следственные дела, видишь, что почти всегда на первом допросе арестованный не признаёт вины, а проходит 3-4 дня – и признаёт себя контрреволюционером. Вот на экране одно из дел, копии которых  мы везём в Мысовскую школу. Фёдор Васильевич Остапов, до революции – кулак (зажиточный крестьянин), после революции (раскулачивания) – крестьянин-бедняк... Хлебороб. Единоличник. Обвинили в участии в заговоре, расстреляли, тело сбросили в общий ров в лесу под Свердловском...»

«Чтобы помнили...» – назвал свой двухтомник А. Власов (г. Калуга), бывший житель села Усть-Онолва в Кочёвском районе (с ним "мемориальцы" встретились по счастливой случайностив 4 июля, когда устанавливали табличку "Последний адрес" на доме репрессированного Н. Дубика), он как раз вновь приехал собирать в Коми округе воспоминания репрессированных, фотографии той поры (редакция нашей газеты также  предоставляла ему копии опубликованных на эту тему материалов). О выходе двухтомника в районной газете писалось 22 марта 2017 года, там же сообщалось, что эта книга есть в интернете,  в открытом доступе, на сайте автора repressiikpo.ru.

- Эта книга А. Власова есть в Гайнской районной библиотеке, как есть и все книги «Годы террора», издаваемые «Мемориалом». По ним жители Гайнского района могут  изучать историю того трагического времени, – сказал А. Чернышов. – В Юксеево уже 20 лет в школе работает «Музей спецпереселенцев». В Кочёво выпустили книгу «Трагедия народа», подарили «Мемориалу» один её экземпляр. То есть нами всеми выполняется наша общая задача – историко-просветительская».

* * *

А вот что нам рассказала об экспедиции Ольга Сунцова:

- После первой поездки  в Гайнский район в прошлом году  у меня возникла идея именно по Мысовскому сельсовету открыть музей в школе. Я начала отбирать имена всех  репрессированных по книге  Александра Васильевича Златина  (получается, что и он в деле создания «Стола исследователя» участвовал невольно).  Насобирала 8 дел, они коллективные, в целом – на 43 человека. Заказала в архив, мне выставили счёт и после оплаты выслали сканы. Потом мы собирали деньги среди своих родных ещё на цветные картриджи.  И я, купив папки, начала в них раскладывать документы, ксерокопированные  на цветном принтере.

Из следственного дела

В 1930 году с контрреволюционной старообрядческой группой соединила свою деятельность повстанческая контрреволюционная Мысовского сельсовета, организатором которой являлся Мизёв Иван Семёнович.

Книги, которые я подарила школе,  подписала  от лица авторов – А.В. Златина и Г.И. Мизева  (это подарок от Григория Ивановича, сына репрессированного И.С. Мизёва,  мне лично),   они разрешили мне решать самой, что с ними делать. Решила, что в Мысовской школе  эти книги  нужней.

В Кудымкаре мы были в гостях у Александра Васильевича.  Брали интервью по репрессиям, а я лично – о своих родных спрашивала его,  мы даже нашли родственные связи. Прекрасный человек, и очень с ним интересно, он так много знает! Таких людей, как наши земляки,  беречь нужно.

Спасибо всем за помощь в осуществлении задуманного мной. Главной идеей было открыть музей для нового поколения и земляков, чтобы они помнили своих родных и свои корни.

В Кудымкаре мы, участники экспедиции, приехали  в детскую библиотеку, где проводилась встреча, посвящённая репрессированному в 1937 году  А.Н.  Зубову  – коми-пермяцкому поэту и литератору, и после   установки таблички "Последний адрес" на доме, где проживал последнее время А.Н. Зубов, посетили книжный магазин. Там именно меня интересовала коми-пермяцкая литература. Купила букварь коми-пермяцкого языка, последняя книга, уже не тиражируется. Заказала С.С. Матухиной в магазине «Секретарь» разговорник, но не знаю, будет ли он  издаваться. Ещё мне подарили книги на коми-пермяцком языке в Усть-Онолве, в местной библиотеке.

Как у них там, в Кудымкарской детской библиотеке, всё интересно, они даже спектакли ставят в библиотеке на коми-пермяцком языке для детей,  и взрослые ходят, и все бесплатно. Очень много книг у них на коми-пермяцком языке, есть совсем старые издания,  очень потрёпанные (зачитанные!), из этих книг  они в день нашего мероприятия делали выставку. Хотят их тиражировать в новой обложке, а эти убрать.

Я благодарна Александру Чернышову и всем участникам экспедиции за помощь и поддержку.

После встречи члены экспедиции лично поговорили с потомками репрессированных. А. Чернышов беседовал с Г.С. Хариной. О чём?

- Мы записали родственников, которые были репрессированы, 13 человек по маминой родне, – сказала Галина Сергеевна. – 7 человек были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. 4 человека сосланы в ссылку без права возврата, судьба 2 человек неизвестна. Позднее 8 человек реабилитированы, двое – до сих пор не реабилитированы. Говорили о судьбе всех, что мне известно, я ведь около 2 лет собираю историю семьи, оформила альбом.

- Меня тоже пригласили рассказать о наших расстрелянных под Свердловском дедах, – сказала В.А. Берзина. –  Ничего нового я им не рассказала, всё было написано в районной газете 30 октября 2015 года, «И наши два деда в той братской могиле...».

- Меня расспрашивала корреспондент газеты «Деловой интерес» (г. Пермь), – сказал В.В. Вольф. – О судьбе немцев Поволжья, высланных сюда в 1941 году.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

231