Меню
16+

Официальный сайт газеты «Наше время»

01.04.2021 12:40 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

И секреты долголетия, и влияние веса портфеля на здоровье школьника...

Автор: Г. ЛУНЕГОВА.

Максим Ржавцев из Кероса занял 1 место с работой «Играет ли Гайнский район в шахматы?»

Фото Н. Дёминой.

- Сегодня в Гайны приехали ребята и их учителя из разных школ нашего МО на конкурс исследовательских работ. Всех – поздравляю, ведь это первое мероприятие, которое нам разрешили провести очно. Наконец-то мы смогли собраться вместе, увидеть и услышать друг друга. Здесь собрались творческие люди, исследователи – и это тоже радует! – с этих слов председателя жюри Л.Г. Якимовой, педагога-организатора Харинской школы, началось слушание выступлений школьников-исследователей начальных классов.

Первой смело шагнула к компьютеру с презентацией своей работы «Как воспитать патриота?» Лиза Исаева (4а класс ГСШ, рук. Н.Н. Климова). И удивила выводами: те 4 мальчика, которые подвели класс и не пришли на соревнования, ранее не участвовали и в составлении Книги памяти участников Великой Отечественной войны – родственников учеников своего класса. Они ничего не знают о таких своих родственниках! А то бы брали с них пример и были более ответственными, сознательными, патриотичными. «Я пришла к выводу, – говорила Лиза, – чтобы быть патриотом, необходимо знать свои корни, знать о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, их героизме».

Лиза рассказала, что провела тест со своими сверстниками – 20 учащимися 4а класса. Что они знают о войне? Она предложила им вопросы с возможными вариантами ответов.

Несколько выдержек из работы:

«Я увидела, что практически все (84% опрашиваемых) знают, когда началась война. С вопросом о том, кто с кем воевал, тоже справились: все учащиеся дали правильный ответы.

Не все знают, кто развязал войну (16% опрашиваемых выбрали СССР!). Большинство моих ровесников (68%) затруднились с ответом на вопрос, сколько лет длилась война. Практически все (100%) знают, чем закончилась Великая Отечественная война. На вопрос о том, когда празднуется день Победы, все ответили верно. На самый интересный, по-моему, вопрос: «Как ты отмечаешь день Победы?», учащиеся отвечали по-разному. Большинство поздравляют ветеранов и участников войны, возлагают цветы к мемориалу в честь павших воинов, смотрят парад или участвуют в шествии Бессмертного полка. Но меня насторожило, что день Победы празднуют только 42% опрашиваемых. Считаю, что данный праздник более важен, чем День рождения или Новый год.

По вопросу: «Чего больше всего не хватало детям войны?» – мнения моих одноклассников разделились.

Были версии, что детям не хватало только игрушек. А ведь большинство из них попросту голодало, обуви и одежды не хватало, а в игрушки, даже если они и были бы, некогда было играть. Дети работали наравне со взрослыми.

Анализ показал, что одноклассники знают, кто и за что воевал, когда началась и чем закончилась война, но не знают, каково жилось солдатам и тыловикам, чего не хватало больше всего детям войны. Далеко не все участвуют в праздновании дня Победы, узнают о войне из уст очевидцев.

Мои исследования стали полезными для моих одноклассников. Практически все (15 человек) заинтересовались историей Великой Отечественной войны, стали читать книги о войне, смотреть военные фильмы.

Мои сверстники (Базуева Дарья, Белкина Виктория, Мизёва Елизавета, Анфалова Алиса и Харин Алексей) выяснили, какой вклад в Победу внесли их предки, как жилось детям войны в их семье».

Работа Лизы Исаевой не заняла первого места. Но она ничуть не хуже работ-призёров! Я, будучи членом жюри, поражалась, насколько любознательны нынешние школьники начальных классов! Они владеют компьютером, почти все – умеют выступать публично. А насколько важные темы они берут для исследований: Илона Кольчурина (3 класс, Сергеевская школа) «Секреты долголетия жителей п. Сергеевский», Виолетта Асланова (4 класс, Сёйвинская школа) «Дети войны – жители нашего посёлка», Ксения Павлова (4 класс, Лесокамская школа) «Семейное чтение», Мария Топычканова (4 класс, Гайнская школа) «Женщина на войне», Карина Белькова (3 класс, Сергеевская школа) «Тайны моего любимого числа 4», Инесса Яббарова (3 класс, У-Черновская школа) «Что такое хорошая школа?», Андрей Ахметгалиев (4 класс, Кебратская школа) «Моя бабушка – Мать-героиня».

Вот только при защите работ эмоции порой бьют через край, слишком уж дети пропускают через себя серьёзные темы. Может, не перегружать их так? А то к исследовательской (!) работе прицепляют эпиграф, включают в неё пафосные стихи... И некоторые работы чересчур объёмные – более 40 страниц...

Учителя уделяют немало времени подготовке ребят на конкурс. Управлением образования объявлены благодарности учителям, подготовившим победителей и призёров, в номинации «Я – исследователь (1-4 классы)» это Т.П. Мизёва и Л.Ф. Мизёва (Сергеевская школа), Л.Р. Римша (Сёйвинская школа), М.А. Балуева (Лесокамская школа), Е.В. Доронина (Гайнская школа).

С.И. Жижилева, учитель русского языка и литературы Касимовской школы, председатель жюри в номинации «Культурология», «Краеведение»,«Социология», «Языкознание»:

- С каждым годом сложнее найти интересные темы, но ребята с руководителями справляются с этим. Так, в нашей секции было представлено 10 работ из 7 школ района: Гайнской, Лесокамской, Сёйвинской, Харинской, Керосской, Кебратской, Усть-Черновской. Большинство исследовательских работ посвящено истории своей малой родины.

Так, учащаяся 6 класса Усть-Черновской школы Анастасия Радостева представила работу «История моего посёлка Усть-Чёрная». Руководителем её исследования является Т.П. Тарасенко. Мы с интересом выслушали защиту работы и узнали, что на 01.01.2021 г. в посёлке Усть-Чёрная общее количество жителей составляет 1 121 человек, а постоянно проживает 876 человек. Это один из самых больших посёлков Гайнского округа.

Лиза Тарасова, учащаяся 6 класса Харинской школы, под руководством Л.Г. Якимовой написала работу «История страны в судьбе моего прадеда», изучив биографию Ивана Андрияновича Дегтянникова, участника Великой Отечественной войны.

Станислав Анфалов, учащийся 7 класса Лесокамской школы, защищал исследование «Челлендж – что это такое?». Руководила его работой И.И. Кузнецова. Челлендж рассматривается не только как способ развлечения, но и как одно из средств использования гаджетов с пользой для учёбы и здоровья.

В этом году мы вновь проверили все работы на уникальность по специальной программе и, конечно, есть работы, которые имеют почти 100% уникальность.

Всегда этим отличаются исследовательские работы, выполненные под руководством учителя истории Гайнской СОШ Н.И. Андреевой. У них высокий процент уникальности, потому что они исследуют то, что они нашли своими руками.

3 место – у обучающихся 7 классов Софьи Лихачёвой (Сёйвинская школа) «История возникновения посёлка Сёйва», руководитель А.С. Фефелов, и Данила Златина (Кебратская школа) «Великая Отечественная война в истории моей семьи», руководитель Т.И. Златина.

2 место заняли работы восьмиклассниц «Пришкольный участок Гайнской средней школы: вчера, сегодня, завтра» Елизаветы Степановой (Гайнская школа), руководитель Н.И. Андреева, и «Влияние текста современной песни на формирование культуры речи подростков» (на примере текстов российского рэп-исполнителя и музыканта А.Т. Моргенштерна) Марии Тайсиной (Лесокамская школ

Первой смело шагнула к компьютеру с презентацией своей работы «Как воспитать патриота?» Лиза Исаева (4а класс ГСШ, рук. Н.Н. Климова). И удивила выводами: те 4 мальчика, которые подвели класс и не пришли на соревнования, ранее не участвовали и в составлении Книги памяти участников Великой Отечественной войны – родственников учеников своего класса. Они ничего не знают о таких своих родственниках! А то бы брали с них пример и были более ответственными, сознательными, патриотичными. «Я пришла к выводу, – говорила Лиза, – чтобы быть патриотом, необходимо знать свои корни, знать о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, их героизме».

Лиза рассказала, что провела тест со своими сверстниками – 20 учащимися 4а класса. Что они знают о войне? Она предложила им вопросы с возможными вариантами ответов.

Несколько выдержек из работы:

«Я увидела, что практически все (84% опрашиваемых) знают, когда началась война. С вопросом о том, кто с кем воевал, тоже справились: все учащиеся дали правильный ответы.

Не все знают, кто развязал войну (16% опрашиваемых выбрали СССР!). Большинство моих ровесников (68%) затруднились с ответом на вопрос, сколько лет длилась война. Практически все (100%) знают, чем закончилась Великая Отечественная война. На вопрос о том, когда празднуется день Победы, все ответили верно. На самый интересный, по-моему, вопрос: «Как ты отмечаешь день Победы?», учащиеся отвечали по-разному. Большинство поздравляют ветеранов и участников войны, возлагают цветы к мемориалу в честь павших воинов, смотрят парад или участвуют в шествии Бессмертного полка. Но меня насторожило, что день Победы празднуют только 42% опрашиваемых. Считаю, что данный праздник более важен, чем День рождения или Новый год.

По вопросу: «Чего больше всего не хватало детям войны?» – мнения моих одноклассников разделились.

Были версии, что детям не хватало только игрушек. А ведь большинство из них попросту голодало, обуви и одежды не хватало, а в игрушки, даже если они и были бы, некогда было играть. Дети работали наравне со взрослыми.

Анализ показал, что одноклассники знают, кто и за что воевал, когда началась и чем закончилась война, но не знают, каково жилось солдатам и тыловикам, чего не хватало больше всего детям войны. Далеко не все участвуют в праздновании дня Победы, узнают о войне из уст очевидцев.

Мои исследования стали полезными для моих одноклассников. Практически все (15 человек) заинтересовались историей Великой Отечественной войны, стали читать книги о войне, смотреть военные фильмы.

Мои сверстники (Базуева Дарья, Белкина Виктория, Мизёва Елизавета, Анфалова Алиса и Харин Алексей) выяснили, какой вклад в Победу внесли их предки, как жилось детям войны в их семье».

Работа Лизы Исаевой не заняла первого места. Но она ничуть не хуже работ-призёров! Я, будучи членом жюри, поражалась, насколько любознательны нынешние школьники начальных классов! Они владеют компьютером, почти все – умеют выступать публично. А насколько важные темы они берут для исследований: Илона Кольчурина (3 класс, Сергеевская школа) «Секреты долголетия жителей п. Сергеевский», Виолетта Асланова (4 класс, Сёйвинская школа) «Дети войны – жители нашего посёлка», Ксения Павлова (4 класс, Лесокамская школа) «Семейное чтение», Мария Топычканова (4 класс, Гайнская школа) «Женщина на войне», Карина Белькова (3 класс, Сергеевская школа) «Тайны моего любимого числа 4», Инесса Яббарова (3 класс, У-Черновская школа) «Что такое хорошая школа?», Андрей Ахметгалиев (4 класс, Кебратская школа) «Моя бабушка – Мать-героиня».

Вот только при защите работ эмоции порой бьют через край, слишком уж дети пропускают через себя серьёзные темы. Может, не перегружать их так? А то к исследовательской (!) работе прицепляют эпиграф, включают в неё пафосные стихи... И некоторые работы чересчур объёмные – более 40 страниц...

Учителя уделяют немало времени подготовке ребят на конкурс. Управлением образования объявлены благодарности учителям, подготовившим победителей и призёров, в номинации «Я – исследователь (1-4 классы)» это Т.П. Мизёва и Л.Ф. Мизёва (Сергеевская школа), Л.Р. Римша (Сёйвинская школа), М.А. Балуева (Лесокамская школа), Е.В. Доронина (Гайнская школа).

С.И. Жижилева, учитель русского языка и литературы Касимовской школы, председатель жюри в номинации «Культурология», «Краеведение»,«Социология», «Языкознание»:

- С каждым годом сложнее найти интересные темы, но ребята с руководителями справляются с этим. Так, в нашей секции было представлено 10 работ из 7 школ района: Гайнской, Лесокамской, Сёйвинской, Харинской, Керосской, Кебратской, Усть-Черновской. Большинство исследовательских работ посвящено истории своей малой родины.

Так, учащаяся 6 класса Усть-Черновской школы Анастасия Радостева представила работу «История моего посёлка Усть-Чёрная». Руководителем её исследования является Т.П. Тарасенко. Мы с интересом выслушали защиту работы и узнали, что на 01.01.2021 г. в посёлке Усть-Чёрная общее количество жителей составляет 1 121 человек, а постоянно проживает 876 человек. Это один из самых больших посёлков Гайнского округа.

Лиза Тарасова, учащаяся 6 класса Харинской школы, под руководством Л.Г. Якимовой написала работу «История страны в судьбе моего прадеда», изучив биографию Ивана Андрияновича Дегтянникова, участника Великой Отечественной войны.

Станислав Анфалов, учащийся 7 класса Лесокамской школы, защищал исследование «Челлендж – что это такое?». Руководила его работой И.И. Кузнецова. Челлендж рассматривается не только как способ развлечения, но и как одно из средств использования гаджетов с пользой для учёбы и здоровья.

В этом году мы вновь проверили все работы на уникальность по специальной программе и, конечно, есть работы, которые имеют почти 100% уникальность.

Всегда этим отличаются исследовательские работы, выполненные под руководством учителя истории Гайнской СОШ Н.И. Андреевой. У них высокий процент уникальности, потому что они исследуют то, что они нашли своими руками.

3 место – у обучающихся 7 классов Софьи Лихачёвой (Сёйвинская школа) «История возникновения посёлка Сёйва», руководитель А.С. Фефелов, и Данила Златина (Кебратская школа) «Великая Отечественная война в истории моей семьи», руководитель Т.И. Златина.

2 место заняли работы восьмиклассниц «Пришкольный участок Гайнской средней школы: вчера, сегодня, завтра» Елизаветы Степановой (Гайнская школа), руководитель Н.И. Андреева, и «Влияние текста современной песни на формирование культуры речи подростков» (на примере текстов российского рэп-исполнителя и музыканта А.Т. Моргенштерна) Марии Тайсиной (Лесокамская школа), руководитель А.С. Федурина.

Максим Ржавцев, обучающийся 5 класса Керосской школы, руководитель Т.П. Рамазанова, занял 1 место со своей работой «Играет ли Гайнский район в шахматы?»

Работа посвящена исследованию шахматного движения в Гайнском районе.

а), руководитель А.С. Федурина.

Максим Ржавцев, обучающийся 5 класса Керосской школы, руководитель Т.П. Рамазанова, занял 1 место со своей работой «Играет ли Гайнский район в шахматы?»

Работа посвящена исследованию шахматного движения в Гайнском районе.

Несколько выдержек из работы:

«На основании рассказов жителей п. Керос мы узнали, что в Гайнском районе в прошлом веке было много любителей шахмат, проводились соревнования и в отдалённых населённых пунктах, и в районе. Победители выезжали на окружные и областные соревнования. Образовывались целые шахматные династии, где сейчас бережно хранят память о своих родоначальниках шахматной игры.

Архивные документы подтверждают активное участие жителей Гайнского района в шахматном движении 1977 – 1978 гг. Из организаций наибольшая результативность у Гайнского РМЗ и совхоза «Гайнский», в личном первенстве – Миназов Анатолий, братья Мозжаровы Виктор и Вячеслав, Андреев Пётр, Иванов Л.Г., Витковский Пётр, Васильева Татьяна, Соснина Е.Д.

В настоящее время интерес к шахматной игре у населения Гайнского района угасает. Причины могут быть разные: увлечение молодёжи компьютерными играми, отсутствие в школах специалистов, знающих теорию шахматной игры, руководители различных уровней не уделяют данному виду спорта особого внимания.

В результате анкетирования обучающихся школ Гайнского района выявили, что игра в шахматы чаще всего – семейный досуг. Собранная информация об истории шахматной игры может быть использована в нашей школе на занятиях шахматного кружка».

Мне понравилось на конкурсе! В таких конкурсах мы с учениками участвуем с 2011 года. Они очень полезны, нужны учащимся. Правда, для учителей это большая нагрузка, причём, кстати, не оплачиваемая.

В жюри я уже 4-й или 5-й раз. До конкурса работы, пересланные из Управления образования, три дня проверяла, готовила вопросы.

Участники довольно хорошо отвечают на вопросы. Не теряются сейчас ученики, видно, что подготовлены к защите. Многие очень волнуются, от волнения в горле пересыхает, на столах в аудитории водички не хватает...

Из недостатков я бы отметила, что работы пестрят ошибками. Грамотность падает из года в год.

А вот что рассказала А.Г. Златина, учитель биологии и химии Кебратской школы, председатель жюри в номинации «Математика, экономика», «Физика и механика», «Биология и экология», «География и науки о земле»:

- В нашей секции было представлено на защиту 7 работ из трёх школ – Гайнской, Сергеевской, У-Черновской.

Члены жюри отметили эмоциональную защиту работы Дианы Степановой (7 класс, Сергеевская школа) – «Соблюдение масочного режима как меры профилактики ковид-19 жителями п. Сергеевский», актуальность темы «Эффективность состава антисептиков: какой выбрать?», изученной учеником 6 класса Сергеевской школы Макаром Тарасовым. Некоторые аспекты здоровьесбережения исследовали Дарья Ложкина (9а класс, Гайнская школа) – «Кто самый спортивный в классе?» и Надежда Иванова (8 класс, У-Черновская школа) – «Влияние веса портфеля на здоровье школьника». Победителем стал Денис Анфалов, ученик 6б класса Гайнской школы (учитель О.А. Анфалова) с работой «Роза ветров». Денис уверен, что результаты его исследования могут быть применимы для планировки расположения приусадебного участка, при строительстве частных домов и др.. Умение, сформированное при построении розы ветров, пригодится при изучении отдельных тем математики.

Второе место присуждено ученице 5б класса Гайнской школы Марии Степановой (учитель О.В. Лесникова) – «Приёмы быстрого счёта». В результате исследования ею установлено, что при использовании приёмов быстрого счёта у 10 участников эксперимента (63%) улучшилось качество выполнения вычислений, усвоили и используют приёмы быстрого счёта 88% учащихся 5б класса.

Третье место занял Кирилл Пипкин, ученик 6 класса У-Черновской школы (учитель Т.М. Златина) – «Калории школьных блюд». В ходе выполнения работы он выяснил, что количество калорий, получаемых в школьной столовой в течение выбранной для исследования недели, не во все дни соответствуют нормам физиологических потребностей учащихся 6 класса. Кирилл обеспокоен, что учащиеся свои порции съедают не до конца, а значит, недополучают необходимое для роста и развития количество энергии.

Конкурс исследовательских работ проводился в 21 раз. Живое общение добавило конкурсу ярких эмоций и впечатлений, дало возможность конкурсантам ответить на вопросы жюри, дополнив работу пояснениями и получить необходимые советы. Дорогого стоит церемония награждения как публичная форма признания заслуг конкурсанта и его руководителя. Приятным бонусом для всех конкурсантов стали подарочные сертификаты от 200 до 800 рублей.

P.S. Члены всех 3-х жюри рекомендовали участникам конкурса выступить со своими работами перед учащимися их школ.

И ещё: после конкурса методисту Управления образования стоило бы собрать членов жюри и обменяться мнениями – очно или заочно. Между собой мы, обговорив, сделали свои выводы.

Однозначно, что ошибки детей – это ошибки педагогов. Культура исследования оставляет желать лучшего: формулировка темы, гипотезы, выводов, оформление заключения, выбор научных методов исследования.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

150