Меню
12+

Официальный сайт газеты «Наше время»

28.05.2020 10:33 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ ОСОКИН: Мы его теряем, а надежд на лучшее нет!

Жители старшего поколения Коми-Пермяцкого автономного округа, в том числе и Гайнского района помнят ещё не столь отдалённые времена, когда жизнь вокруг кипела. Практически во всех районах округа была мощная инфраструктура, развита социально-экономическая система. Граждане трудились во всех сферах деятельности и, конечно же, самой основной была лесная отрасль. Леспромхозы в то время фактически обеспечивали жизнедеятельность всех предприятий и учреждений на своих территориях, служили гарантом социальной и экономической стабильности граждан. Их деятельность была налажена таким образом, что при правильном использовании имеющихся лесных ресурсов их запасов хватало бы на многие десятилетия вперёд.

В наши дни

Но что происходит в настоящее время после того, как в 2005 году Коми-Пермяцкий автономный округ объединился с Пермской областью и образовался один субъект – Пермский край?
Уставом Пермского края предусмотрен особый статус Коми-Пермяцкому округу, при котором целями деятельности органов государственной власти Пермского края должно выделяться социально-экономическое развитие округа, обеспечивающее устойчивое развитие промышленности и производства на его территории; повышение уровня жизни населения; модернизация и улучшение жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение занятости населения, проживающего на данной территории, и многое другое. Однако на деле мы видим совсем иную картину. После объединения жизненный процесс в округе пошёл как будто в обратную сторону. Стали закрываться крупные и малые предприятия, предоставляющие рабочие места населению.

***

К примеру, только за 2019 год по Коми-Пермяцкому округу количество предприятий разного уровня снизилось на 108 единиц. Это, в свою очередь, влекло за собой ликвидацию других социально значимых объектов (больницы, дома культуры, школы и т.д.). Жителям округа стало просто негде работать, и как следствие произошёл значительный рост безработицы. Доходы людей упали до минимальной величины. В связи с этим, уровень жизни в округе стал на порядок ниже.

***

У представителей среднего и малого бизнеса нет определённости в перспективе развития и работы их предприятий, не зная, что будет завтра. Зачем им брать займы в банках под высокие проценты и вкладывать денежные средства в производство? Встаёт вопрос: А что дальше делать?
Наверное, поэтому положительных моментов в промышленности, в частности связанной с заготовкой и переработкой древесины у нас, не так много. Это можно понять, так как законы, регламентирующие деятельность предприятий в этой сфере, постоянно меняются и способствуют отнюдь не развитию производства, а наоборот усложняют и ухудшают ситуацию.
Затраты, включая налоги, постоянно растут, ухудшая и без того тяжёлое финансовое положение предприятий. Среднему и малому предпринимательству трудно выдерживать конкуренцию, когда для крупных арендаторов леса, попённая плата (Попённая плата – это денежные суммы, получаемые лесохозяйственными органами от продажи леса на корню, растущего, повреждённого и сухостойного леса, а также ветровальной и буреломной древесины), составляет 110-120 рублей/м3, а для предпринимателей, проживающих на данной территории от 300 рублей/м3 и выше. Это один из показателей, в первую очередь влияющий на себестоимость производимой продукции. При отведении леса местным предпринимателям, ни о каком приоритете речи нет, хотя Уставом Пермского края предусмотрен особый статус его жителям.
По разным причинам с представителями среднего и малого предпринимательства расторгаются договоры долгосрочной аренды леса. В результате с 2010 года по 2019 год ежегодная расчётная лесосека по Коми-Пермяцкому округу снизилась почти на 400 тыс. м3. В основном меньше стало отводиться леса средним и малым предприятиям, зарегистрированным на территории Коми-Пермяцкого округа. Представителей среднего и малого предпринимательства вынуждают к тому, чтобы они приобретали лес на аукционах, но при этом, опять же попённая плата в несколько раз выше, чем была по договору аренды. Качество древесины на отводимых лесосеках низкосортное. Дорог и подъездов к участкам порой просто нет, большая отдалённость отведённых лесных участков от населённых пунктов. Всё это влечёт за собой дополнительное увеличение расходов на производство, и как следствие заготовленная древесина ещё больше вырастает в цене. В складывающейся ситуации возможности думать о росте заработной платы для сотрудников предприятий нет. В результате таких обстоятельств сокращаются производства, теряются и без того немногочисленные рабочие места, что особенно досадно в условиях роста безработицы в наши дни. Но об этом старательно умалчивается.

На обсуждении новый законопроект

Сейчас в крае обсуждается проект нового закона в сфере регулирования лесной отрасли. А зачем он нужен? Он, по сути, ничего не меняет и я, честно говоря, думаю, необходимости в принятии его нет. Более того, он может ухудшить и без того тяжёлое положение малого и среднего бизнеса, предпринимателей, работающих в лесной отрасли.
Новый закон предусматривает – контроль за движением древесины с начала её заготовки и до поступления в продажу готовой продукции. Считаю, что существующая в настоящее время схема отслеживания заготовки леса вполне справляется со своей задачей.
Представители лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отрасли, только-только изучили действующее законодательство, немного овладели навыками предоставления информации, связанной с заготовкой и переработкой древесины, как мы опять уже рассматриваем новый законопроект.
Когда бизнесу работать, если необходимо постоянно подстраиваться под вновь вводимые меры? Внесение информации в электронную базу данных «Умный лес» в рамках законопроекта будет отнимать время, а время, как известно – деньги.
Если взять, к примеру, наш Гайнский округ. Мы можем наблюдать, что у нас не везде есть интернет, сотовая связь, поэтому для того, чтобы внести данные в систему «Умный лес» придётся ехать за километры до ближайшей точки связи. То есть новая система ударит рублём не только по карманам представителей малого, среднего предпринимательства, но и граждан, так как в конечном итоге они ощутят повышение цены на лесную продукцию.
Почему? Потому что предприниматели не будут в одиночку нести хоть и незначительные, но убытки, а будут включать их в себестоимость товара.
Получается, что новый закон будет действовать не только против них, но и против населения.
Если уж в руководстве края хотят что-то изменить в лесной отрасли, то, может, стоит для начала спросить тех людей, которые в ней работают?

Надо смотреть в будущее

Лесная отрасль и на сегодняшний день остаётся одной из ведущих в Коми-Пермяцком округе. Если не считать нескольких сельскохозяйственных предприятий, можно смело сказать, что на его территории только предприятия связанные с заготовкой и переработкой древесины производят хоть какую-то продукцию, чего округу, да и стране в целом, в настоящее время катастрофически не хватает. Отсюда следует вывод, что с экономической точки зрения, лесная промышленность является единственным шансом Коми-Пермяцкого округа на выживание.
Чтобы лесная отрасль не просто жила, а ещё и приносила доходы в бюджет края, правительству необходимо уделить ей особое внимание. И это, прежде всего. Необходимо создать рабочий орган из компетентных представителей, которому поручить проведение расчётов в этой отрасли. При этом следует предусмотреть создание условий для малого и среднего предпринимательства, на которых сегодня делается основная опора. Рассмотреть возможность дополнительного финансирования предпринимателей, занимающихся в сфере лесозаготовки и переработки.

Это необходимо для того, чтобы действующие или вновь открывающиеся предприятия могли развивать своё производство, налаживать на нём максимально полную переработку древесины и далее поставлять уже не сырьё, а готовую продукцию, тем самым увеличивая стоимость реализованного кубометра древесины.
В данное время мало кто стремится к тому, чтобы изучить сложившееся положение дел. Законы, принятые в целях развития социально- экономического положения региона на деле работают слабо. Следует взять под контроль исполнение действующих нормативных актов и при необходимости внести в них поправки, направленные на развитие производства, в том числе по переработке древесины с получением готового товара.

***

К примеру, в 2019 году на территории Коми-Пермяцкого округа было заготовлено древесины 2150,9 тыс. м3, со средней стоимостью реализации 1 м3 деловой древесины за пределы округа 500 рублей. Для реализации древесины это крайне низкий показатель. Получается, что с территории Коми-Пермяцкого округа в настоящее время уходит большое количество древесины в виде круглых сортиментов, а не перерабатывается в округе. Это опять же сказывается не только на потере рабочих мест, но и негативно влияет на социально-экономическое положение Коми-Пермяцкого округа.

***

Стоит особо уделить внимание развитию среднего и малого предпринимательства, работающего в лесной и деревоперерабатывающей отрасли на территории Коми-Пермяцкого округа. Это поможет справиться со сложившейся на его территории негативной обстановкой. Одной из действенных мер будет являться предоставление заготовки древесины для нужд населения и для социальных объектов только средним и малым предприятиям, зарегистрированным на данной территории. Сюда включить и дрова, и деловую древесину для строительства и ремонта.
Тем самым можно уберечь неподготовленных жителей, у которых нет специальных навыков и отсутствует производственное оборудование, от занятия таким сложным делом, как заготовка древесины. Только в Пермском крае есть немало случаев, когда люди получали травмы, порой несовместимые с жизнью.
Также значительно сократится количество нарушений, связанных с заготовкой леса. Я считаю, что будет лучше, если принять поправки в действующее законодательство, предусматривающие возможность для предпринимателей заключать договоры на поставку лесопродукции не с населением, а с местными администрациями. А те в свою очередь уже самостоятельно заключают договоры с гражданами, которым государство выделяет лес на собственные нужды. Это избавит население от хождения по инстанциям для получения требуемых документов, а также окажет существенную поддержку среднему и малому предпринимательству. Заключив в начале года несколько договоров, некоторые предприниматели уже смело будут планировать работу на весь год, не переживая особо при этом, достанется ему лесосека по аукциону или нет. У предпринимателя появится какая-то уверенность, а это очень важно в нынешних нестабильных условиях на рынке леса.
Сегодня начинают пользоваться спросом дровяные брикеты, получаемые из отходов лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий. Их активно используют для отопления. А у нас отходы сжигают на лесосеках, так как их просто некуда девать.
Я уже неоднократно говорил о том, что решение этого вопроса следует искать в развитии предприятий по полной переработке древесины, в том числе и низкосортной. Ведь только с развитием производства и созданием новых рабочих мест улучшится социальное положение Коми-Пермяцкого округа, а главное – это поможет сохранить катастрофически быстро убывающую численность населения.
Порой бывает так, что у нас открывают новые социально-значимые объекты: детские сады, школу, клуб, но их посещаемость гораздо меньше, чем предполагалось. А ведь денежные средства на строительство этих объектов расходуются из местного и федерального бюджетов. Вместе со строительством новых объектов следует думать и о социальном положении граждан, о том, что удержит их на родине предков и не даст раствориться на огромной территории страны.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

435