Меню
16+

Официальный сайт газеты «Наше время»

21.01.2019 14:34 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Монастырская Свято-Николаевская церковь переезд не перенесёт

Автор: Т. БАЗУЕВА.

Фото Ольги Эйрих.

Совсем недавно в наш район приезжала комиссия, в состав которой вошли главный специалист – архитектор ГК БУК «Пермский краеведческий музей» Ирина Валерьевна Иваева, специалист Краевого Центра охраны памятников Татьяна Александровна Лыскова, мастер Пермского студенческого строительного отряда «Строитель», студент авиационного техникума Илья Андреевич Леханов. Цель приезда – осмотреть состояние церкви села Монастырь для возможной её перевозки на территорию архитектурно-этнографического музея «Хохловка». Представителем от нашего района и проводником выступила научный сотрудник Гайнского краеведческого музея Ольга Валентиновна Эйрих.

Уже после поездки мы побеседовали с Ириной Валерьевной, и вот что она рассказала:

- Мы увидели, что объект находится в плохом, беспризорном состоянии, написали акт. Говоря кратко, если конструкции церкви удастся аккуратно разобрать и перевезти – восстанавливать их всё равно придётся новоделом, т.к. состояние конструкций здания на сегодняшний день неудовлетворительное: места сопряжения брёвен деструктированы, колокольня накренилась, трапезная часть наиболее повреждена ввиду отсутствия кровли, алтарная часть (апсида) утрачена – фрагменты конструкций лежат в зоне обрушения. И ещё неизвестно, сколько простоит храмовая часть, может, лет 5, а может ещё меньше, смотря, куда упадёт колокольня.

Наши выводы представлены руководителю, вопрос с перевозом церкви ещё не закрыт. В Пермском крае в городе Чердынь на Троицкой горе есть аналогичный отреставрированный храм, перевезённый из села Бигичи. Считаю, что правильнее было бы сохранить храм на «родном» фундаменте, на своём историческом месте. Для Гайнского района это едва ли не единственный объект культурного наследия, пусть даже и не имеющий статуса памятника (что, кстати, гораздо облегчает проводить различные мероприятия по сохранению конструкций, в плане получения различных разрешений, лицензий и т.д. ).

На территории деревни ещё сохранились дома с «самцовыми» кровлями, есть амбары с интересной рубкой, для возможного перевоза в музей «Хохловка» – мы это тоже отметили.

А вот какой комментарий дал настоятель прихода Преображения Господня, иерей Евгений Тарасов:

- Прихожане района обратились к преосвященнейшему Никону, епископу Кудымкарскому и Верещагинскому, и он сказал, что этим летом пришлёт в деревню Монастырь монахов, которые будут обживать местность и восстанавливать церковь.

Также остаётся добавить, что администрация Гайнского района выразила желание всё-таки оставить церковь в Монастыре. Там всё гармонично – высокий берег Камы. Было бы неплохо возродить службы именно в Свято-Николаевской церкви в деревне Монастырь. Там действительно есть какая-то необычная аура. Тем более, что в деревне на сегодняшний день ещё проживают 3 человека – Александр Колпаков и семейная пара – Леонид Иванович Югринов и Тамара Афанасьевна. Кстати, Леонид Иванович не только показал гостям достопримечательности, но и рассказал некоторые истории, связанные с мародёрством. В частности, о том, что нельзя отсюда ничего брать – не проживёшь долго. И привёл примеры. Например, основатель нашего районного музея А.И. Верещагин, когда оборудовал здание музея, то привёз из церкви решётки с окон, собирал иконы у бабушек, а года через три его не стало. А ещё один человек содрал железо с крыши, и его постиг несчастный случай. Поведал он и о том, что возведённый в 2003 году энтузиастами — «разинцами» поклонный крест на берегу уже упал. А ведь возле него совершались службы во время ежегодного Крестного хода на 9 мая.

* * *

А у нас встречное предложение: эти места очень живописны. Здесь отличная природа, живительный воздух, прекрасные заводи для рыбалки, на полях вплоть до самого берега растёт дикая клубника. Хорошо бы было, если бы церковь вновь стала действующей, принимающей паломников. А ещё здесь можно открыть отличный туристический комплекс для семейного отдыха, для отдыха на выходные и т.д. Недалеко (в д. У-Чикурья) есть птицеферма, и неплохо было бы и продукцию с птицефермы использовать для питания отдыхающих. Что может быть лучше завтрака по-английски – с овсяной кашей и яйцом всмятку? И даже если тут получит развитие православное направление, то и пример тому тоже есть – Белогорский монастырь. Кто-то ездит туда ежегодно, а кто-то и чаще. Побывал раз – и уже прирос душою. Пора действовать. Пусть будет церковь новоделом, но место намоленное, священное, а значит, и здесь тысячи людей обретут спокойствие и умиротворение от суеты, гармонию и единение, ответы на многие «почему?» и «за что?».

Исторические факты

Свято-Николаевская Церковь, деревянная, Гайнский район, д. Монастырь. Церковь была построена в 1871 г. Сгорела 4 апреля 1902 г. Взамен её в 1909 г. воздвигнута новая. Освящена 2 февраля 1909 г. Сооружена на средства прихожан. Закрыта до 1941 г. В настоящее время Памятник деревянного зодчества находится в плачевном состоянии. К началу XX века в Монастыре от монастыря оставалась деревянная Троицкая церковь, о чём свидетельствует «Протокол реставрационного заседания Императорской Археологической Комиссии за вторую половину 1908 года»: Пермской губернии Чердынского уезда село Монастырь (Плёсо). Деревянная церковь. Доложено: 1) заявление художника В. А. Плотникова о желательности сохранить от уничтожения старинный деревянный храм в д. Монастырь (бывшая Плёсинская пустынь, в верховьях р. Камы), которому предание насчитывает 300 лет. Местное духовенство желает убрать эту разваливающуюся церковь, но приход не даёт на это своего согласия: «Пусть стоит! Рук мы на него не наложим». Лет 40 тому назад окна ещё едва доставали рукою, а ныне здание село, так как нижние венцы подгнили. По предположению г. Плотникова ремонт для храма требуется небольшой, а «он своею архитектурой может воодушевить не одного строителя». 2) Справка о Плёсинской пустыни, которая именовалась Троицкой Варлаамовой. Существовала в 1611 г., когда разбойники предали смерти её строителя Варлаама. После разграбления в пустыни поселился старец Александр, а в 1639 г. её занял чернец Иона. Около 1756 г. пустынь была подчинена Пыскорскому монастырю и содержалась его доходами (Зверинский, ч. III, № 2107). По заключению В.В. Суслова и Н.В. Покровского церковь может быть относима и к концу XVI в., но нельзя быть вполне уверенным в этом, так как памятников деревянной архитектуры XVI в. очень мало, и она не достаточно известна. Сохранность церкви признана весьма неудовлетворительной. Постановлено: просить Пермского преосвященного принять меры к сохранению и ремонту Плёсинской церкви, как весьма любопытного памятника старины.

* * *

2014 год.

Широко растиражированная прессой информация об «открытии» для региона деревянной церкви Николы Чудотворца на севере Пермского края прозвучала режущим слух диссонансом, поскольку первые попытки спасения этого уникального объекта культуры предпринимались более 10 лет тому назад. Удивление вызывают как минимум два факта, противоречащих друг другу. С одной стороны, храм в селе Монастырь (Гайнский район) преподносится как неожиданная находка, о которой раньше якобы никто не ведал. И в то же время оказывается, что возможность присвоить этой церкви статус объекта культурного наследия появилась ещё в 2001 году. Как следует из информации краевых властей, тогда «не нашлось хозяйствующего субъекта, способного обеспечить сохранение и содержание церкви».

(Подробнее: https://www.newsko.ru/articles/nk-1793093.html)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5